Ответы на часто задаваемые вопросы

Ответы на часто задаваемые вопросы о деятельности Регионального Оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО)

 Плата за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» для жилых помещений начисляется на основании:
* тарифа, установленного приказом министерства тарифной политики Красноярского края;
* норматива накопления, установленного министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края;
* количества человек, проживающих в жилом помещении (при отсутствии зарегистрированных учитывается количество собственников).

Плата за ТКО для административных и офисных учреждений начисляется на основании:
* тарифа, установленного приказом министерства тарифной политики Красноярского края;
* норматива накопления, установленного министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края;
* расчетной единицы применяемого вида деятельности.

Плата за ТКО для гаражей начисляется на основании:
* тарифа, установленного приказом министерства тарифной политики Красноярского края;
* норматива накопления, установленного министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края;
* количества машиномест.

Плата за ТКО для садоводческих обществ начисляется на основании:
* тарифа, установленного приказом министерства тарифной политики Красноярского края;
* норматива накопления, установленного министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края;
* количества участников.

ОСНОВАНИЕ: ст. 157 Жилищного кодекса РФ, нормативы накопления ТКО.

Потому что услуга по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) с 01.01.2019 стала коммунальной, плата за нее начисляется аналогично плате за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо (при наличии печного отопления), отведение сточных вод.

(На основании Жилищного кодекса РФ (п.п. 4,5 ст. 154)

Потребитель обязан заключить с Региональным Оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами (ТКО) с момента установления единого тарифа. Учитывая, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО подлежит регулированию, предельный тариф на осуществление деятельности в регионе обращения с ТКО для региональных операторов на территории Красноярского края устанавливается Министерством тарифной политики Красноярского края.

(На основании № 89-ФЗ от 24.06.1998 (ст. 24.7, ст. 24.8), постановления Правительст-ва РФ № 1156 от 12.11.2016 г.)

Нельзя. Собственник обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с Региональным Оператором и оплачивать данную услугу.

Уклонение граждан и юридических лиц от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержит признаки административного правонарушения, закрепленного ст. 6.35 КоАП РФ и, соответственно, будет являться основанием для привлечения собственников к административной ответственности.

Если граждане при отсутствии заключенных договоров на обращение с ТКО нанесли вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также будут привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель).

Основание: ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Принятие ТКО в холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) должно быть совершено не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа.

(Приложение 1 к Правилам предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354)

Условиями типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации», а также иными нормативными актами (СанПиН) не предусмотрен почасовой график.

Также стоит отметить, что в отношении мусоровозов ПДД не предусмотрены приоритеты в общем движении, в этой связи в условиях дорожного движения г. Красноярска и иных непредвиденных обстоятельствах (запаркованность дворовых проездов, нарушение обязательств со стороны УК – зачастую не выставляют мусорные баки из мусорокамер) затруднительно выстраивать маршрутизацию по графику, ограниченному договорными обязательствами.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Организация, осуществляющая содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (УО, ТСЖ, ЖСК) обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.

Право собственности на отходы переходит к региональному оператору с момента погрузки отходов в мусоровоз.

В обязанности регионального оператора входит механизированная погрузка отходов. Это значит, что ответственное лицо должно к приезду мусоровоза выкатить контейнеры из мусорокамер в точку погрузки, согласованную с региональным оператором при заключении договора.

Пунктом 13 правил № 1156 и пунктом  148 (12) правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (Далее – Правила № 354), установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил №1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.

В то же время просим вас уведомлять через центр приема обращений о подобных случаях для оперативного принятия мер со стороны регионального оператора.

Для собственника нежилого помещения в многоквартирном доме заключение договора непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО носит обязательный характер, что установлено п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Исходя из Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 коммерческий    учет    твердых    коммунальных     отходов, осуществляется расчетным путем исходя из:

  • нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных

в количественных показателях объема (на территории Красноярской левобережной технологической зоны установлен министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края как 0,07куб.м/чел.)

Ознакомиться с формулой расчета можно в приложении №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

  • количества и   объема контейнеров  для  накопления  твердых коммунальных  отходов,  установленных  в  местах накопления твердых коммунальных отходов.

Плата за услугу по обращению с ТКО с собственников нежилых помещений взымается Региональным оператором согласно условиям заключенного договора (ПАО «Красноярскэнергосбыт», касса РО, онлайн платежи).

Обязанность по заключению договоров с Региональным Оператором возложена на собственников жилья. Договор Регионального оператора является публичной офертой. Для заключения договора необходимо обратиться на сайт Регионального Оператора (скачать в разделе «Документы» шаблоны бланков, заполнить и отправить на адрес info@kras-tko.ru с пометкой «Заключить договор», либо позвонить по телефонам, указанным на сайте).

Вывоз ТКО осуществляется по факту в соответствии с поданными заявками. Заявка должна быть оставлена на интернет-сайте Регионального Оператора не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до предполагаемого вывоза ТКО. Садоводческие товарищества могут подавать коллективные заявки через председателя.

В соответствии с ФККО (федеральный классификационный каталог отходов), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, группы отходов:

«Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0),

«Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0)

«Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0) относятся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений» (8 20 000 00 00 0).

Отходы от капитального ремонта жилых помещений не относятся к ТКО. Это строительные отходы. К ним можно отнести отходы кирпича, гипсокартонных листов, отходы затвердевших строительных смесей и т.п.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства  - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкции на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

При этом в составе ТКО существуют крупногабаритные отходы.

В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (№ 1156) под крупногабаритными отходами (КГО) понимаются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО.

Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. № 1447-ст, крупногабаритные отходы - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.

В соответствии с Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 № 8, текущий ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей.

Из этого можно сделать вывод, что к твердым коммунальным отходам, в виде крупногабаритных отходов относятся:

-    мебель, бытовая техника, велосипеды, другие крупные предметы;

-    отходы от текущего ремонта.

На основании ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

Согласно п.11. ст. 155 Жилищного кодекса РФ Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с  п. 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ №354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Согласно п. 148(36). Указанного Постановления  при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Перерасчет размера платы возможен при временном отсутствии граждан: внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 148(44) Постановления №354).  Для этого нужно обратиться с заявлением и подтверждающими документами в управляющую организацию или к региональному оператору, если договор заключался непосредственно с ним.

В соответствии с п. 93 Постановления №354: В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование, которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

В случае обнаружения Региональным Оператором места складирования (твердых коммунальных отходов) ТКО, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, Региональный Оператор обязан уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Собственник земельного участка обязан в течение 30 (тридцати) дней после получения уведомления ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО, в противном случае Региональный Оператор вправе ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО самостоятельно, а понесённые расходы на ликвидацию взыскать в судебном порядке с собственника земельного участка.

В случае выявления места складирования ТКО в месте, не предназначенном для этих целей, иными лицами, необходимо обратиться к Региональному Оператору.

Региональный оператор в силу закона имеет право организовывать раздельное накопление отходов в зоне своей деятельности.

Раздельный сбор позволяет выделить из общей массы отходов так называемые «полезные фракции» − материалы, которые могут быть переработаны и использованы повторно, стать ценным сырьем. Таким образом, извлечение вторичных ресурсов из отходов в результате раздельного сбора, с одной стороны — существенно сокращает объем мусора. С другой стороны - изготовление новой продукции из этого вторичного сырья позволяет снизить уровень потребления природных ресурсов, и уменьшить загрязнение окружающей среды, кроме того воспитать экологическую культуру жителей и популяризовать раздельное накопление.

В связи с чем предлагаем вам установить на территории многоквартирных домов контейнеры под раздельное накопление пластика, которые мы готовы предоставить вам под ответственное хранение, и осуществлять вывоз. Вместе с контейнером предоставляется информационный баннер с указанием способов оповещения регионального оператора о наполняемости. Например, посредством мобильного приложения cleanpath.ru.

В случае положительного решения, необходимо подать заявку по электронной почте: PopovDA@kras-tko.ru   (поменять эл. почту на Попова)

Кроме того, в случае если в Вашем дворе уже установлен контейнер под раздельное накопление, но при этом нарушается порядок вывоза, прошу сообщить о данном нарушении по телефону 8-800-355-56-37, на официальную почту www.kras-tko.ru с указанием контактов собственника данного контейнера.

Региональным оператором заключен договор с ПАО «Красноярскэнергосбыт», который от нашего имени осуществляет для потребителей:

- начисление платы за обращение с ТКО;

- доставку платежных документов на внесение платы за обращение с ТКО;

- консультирование по способам оплаты, задолженности, перерасчетам.

Таким образом, для уточнения и корректировки  данных (например, временное отсутствие потребителей, изменение количества проживающих), влияющих на  размер платы за обращение с ТКО, необходимо обратиться на ближайший участок компании ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Жители малых населенных пунктов, где отсутствуют офисы энергосбытовой компании, могут обратиться в ближайшее районное или межрайонное отделение либо в пункт выездного приема ПАО «Красноярскэнергосбыт».

Также можно обращаться по электронной почте kanz@es.krasnoyarsk.ru, через виртуальную приемную или личный кабинет на сайте ПАО «Красноярскэнергосбыт» https://krsk-sbit.ru/support.

Контактные телефоны:

Красноярские отделения (391)257-67-07

Пригородное межрайонное отделение (391)237-18-82

Большемуртинское районное отделение (39198) 34-1-17

Емельяновское районное отделение (39133)2-45-77

Сухобузимское районное отделение (39199)2-17-33

Операторы call-центра ООО «Красноярская рециклинговая компания» консультируют потребителей по следующим вопросам:

- новый, законодательно принятый порядок обращения с отходами;

- технологии оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО;

- необходимые документы и порядок заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

Call-центр регистрирует и передает к оперативному принятию мер вопросы, связанные с качеством услуги вывоза ТКО, принимает заявки на вывоз накопленных твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных.

Потребители, включая жильцов частного сектора, не имеют права по своему усмотрению распоряжаться твердыми коммунальными отходами, в том числе крупногабаритными. Самостоятельно вывозить, сжигать, сбрасывать в водоемы, закапывать в землю, вывозить в овраги мусор нельзя, это противозаконно.

Закон обязывает утилизировать ТКО только с помощью регионального оператора. Оператор по Красноярской  левобережной технологической зоне – «Красноярска рециклинговая компания». Крупногабаритные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от ремонта и др.) относятся к твёрдым бытовым отходам и должны складироваться в бункерах (специальных мусоросборниках).

Региональный оператор обеспечивает вывоз крупногабаритных отходов, в том числе по заявкам потребителей. Потребители вправе самостоятельно доставлять такие отходы на специальную площадку.

Если на участке нет строений, но ведётся хозяйственная деятельность, потребители обязаны оплачивать счета за услугу по обращению с ТКО.

Основание: «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156

8(1). Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (...) и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Ответственность регионального оператора за обращение с твёрдыми коммунальными наступает с момента погрузки ТКО в мусоровоз в местах их накопления. Контрольные функции за деятельностью местных органов власти в компетенцию «Красноярской рециклинговой компании» не входят. Роспотребнадзор также не занимается этими вопросами. В случае, если администрации не исполняют обязательств по созданию, оборудованию и содержанию мест накопления ТКО, нужно обращаться в министерство экологии и природопользования Красноярского края.

Обращаем ваше внимание на то, что, несмотря на недостаточное количество мульд и контейнеров, оператор вывозит мусор из всех населённых пунктов в полном объёме. Следовательно, услугу КРК оказывает в полном объёме (погрузка на местах сбора ТКО, вывоз, доставка на полигон). И эта услуга должна быть оплачена в полном объёме.

Основание: ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г., Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Существующая судебная практика показывает, что при рассмотрении исков к должникам суды встают на сторону операторов и взыскивают долги по оплате за ТКО, включая пени и судебные издержки.

Исходя из понятий, принятых в жилищном законодательстве, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

И здесь следует говорить не о контроле за добросовестной работой регионального оператора при прямых договорах, а об ответственности как управляющей организации, так и РО перед потребителями коммунальной услуги:

при прямых договорах с Региональным оператором, не уходит ответственность организации, осуществляющей деятельность по управлению многоквартирными домами, - пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

- установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;

- содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его!

Заполните поля ниже и мы перезвоним, как только получим обращение